Как правильно выбрать и отличить настоящий иранский (персидский) ковер

Персидский ковер – это красивый предмет интерьера, произведение искусства и способ необычно украсить свой дом

Выбор иранского ковра

Персидский ковер – это красивый предмет интерьера, произведение искусства и способ необычно украсить свой дом. Все прекрасно помнят, что в советские времена ковры стелили на пол и вешали на стену для тело- и шумоизоляции. Сегодня же ковры больше считаются украшением интерьера, а не практичной вещью. Качественное натуральное изделие прослужит долгие годы, подчеркнет статус владельца, создаст уютную и теплую атмосферу в комнате.

Происхождение и история возникновения

Продажа иранских (персидских) ковров

Историю появления легендарных персидских ковров связывают с кочевыми племенами, которые ткали их вручную из доступных материалов. Орнаменты были простыми и незамысловатыми, схематично изображались растения и животные, горы и другие ландшафтные особенности местности. Работа была довольно грубой, так как изготовить ковер требовалось быстро. В качестве красителей использовались натуральные материалы, а именно – экстракты различных растений.

Первые упоминания о персидских коврах как о предметах роскоши встречаются в III веке до нашей эры. Именно в это время ткачи Древней Персии начали изготавливать изделия для продажи. В средние века настоящий персидский ковер ручной работы могли позволить себе только самые состоятельные люди. Высокая цена была обусловлена дорогими материалами изготовления и тонкой работой. XV – XVII века считаются расцветом, золотым временем в истории ковроткачества. Именно в этот период закладываются основы, совершенствуется техника, определяются способы плетения.

На территории Персии сейчас находится государство Иран. Но традиции ковроткачества неукоснительно соблюдаются и современными мастерами.

Особенности и уникальность иранского ковра

Иранские ковры ручной работы ткут исключительно из натуральных материалов.

  • Шерсть молодых овец состригается только в области шеи и живота – здесь она самая мягкая и шелковистая, а значит она идеально подойдет для создания красивого эластичного ковра.
  • Шелк также изготавливается непосредственно в Иране. Высокое качество сырья обуславливает благородный блеск и сияние готовых изделий.
  • Перед началом работы волокна окрашиваются натуральными красителями, которые производятся специально для этой цели.

Персидские ковры ткут из шерсти или шелка, в качестве основы может быть использован хлопок, иногда эти материалы комбинируют между собой.

Настоящий иранский ковер изготавливается по строго определенной технологии. Существует несколько разновидностей узлов плетения. Самыми популярными являются персидский полуторный и двойной турецкий узел. Персидский полуторный узел отлично подходит для создания растительного орнамента, для изображения плавных линий и изгибов. Турецкий двойной узел чаще применяется для геометрических узоров, где важна четкость и строгость.

Разновидности иранских ковров по территории изготовления

Узнать персидский ковер среди изделий других стран можно по его характерным особенностям. Чаще всего изделие представляет собой прямоугольное полотно. Из рисунков преобладают растительные узоры, а в центре ковра очень часто находится медальон. Это украшение является символом гармонии и олицетворяет собой центр мироздания. Если внимательно присмотреться к бордюру, то можно увидеть, что он состоит из трех элементов: основной и два дополнительных бордюра.

В то же время иранские ковры очень разнообразны. Взглянув на изделие, можно понять, в какой местности оно было изготовлено.

Исфахан

Когда-то Исфахан был столицей Ирана, и здесь ткали ковры для царственных особ. Для украшения дворцов и храмов требовались по-настоящему шикарные изделия, так что эти ковры отличаются роскошью и утонченностью. В качестве фона используется яркий цвет – синий или красный, для узора берут абсолютно разные оттенки. Благодаря такому буйству красок полотно выглядит богато и презентабельно. В узоре преобладают растительные мотивы, орнамент состоит из мелких деталей. Ковры Исфахан ткут преимущественно с коротким ворсом.

Тебриз

Ковер Тебриз считается синтезом культур Европы и Азии. Восточные мастера ездили в Европу перенимать опыт, в результате чего и получился оригинальный орнамент. Для фона используют яркие синий и красный цвета или же нейтральный бежевый. На полотнах изображаются настоящие картины. Если присмотреться к орнаменту, то можно обнаружить изображение мечетей, королевских дворцов, воинских сражений. Также узоры создаются по мотивам художественных произведений, в рисунках явно прослеживается сюжет. В центре Тебриза, а также в углах изделия находятся медальоны.

Кум

В этом регионе производят самые роскошные шелковые ковры Ирана. История ковроткачества началась с середины XX века, но изделия быстро завоевали популярность благодаря своему непревзойденному качеству и внешнему виду. Шелковые нити – самые прочные и износостойкие, потому и срок эксплуатации моделей из Кума очень длительный. Нежная цветовая гамма придает коврам особую элегантность, а переливающиеся на свету шелковые волокна – еще одна изюминка изделий. Отличительная особенность Кума состоит в том, что полотно разбито на квадраты, внутри которых вышивается растительный узор.

Наин

В провинции Наин изготавливаются преимущественно хлопковые ковры, но их тоже ткут вручную. Изделия из натуральных хлопковых нитей тонкие и эластичные, они украшают и придают уют любому помещению. Здесь же ткут комбинированные ковры из шерсти и шелка. На фоне матовых шерстяных волокон сияющей шелковой нитью вышивается красивый узор. Преобладает натуральная цветовая гамма – бежевый и кремовый, голубой и нежно-зеленый цвета.

Как выбрать настоящий персидский ковер

Персидские ковры различаются составом, техникой плетения, цветовой гаммой, одним словом, ассортимент очень широк и разнообразен. При покупке следует обратить внимание на несколько факторов, чтобы выбрать действительно качественное и стоящее изделие.

  • Материал изготовления. В настоящих иранских коврах ручной работы нет никаких синтетических нитей. Используются исключительно натуральные волокна – шерсть, шелк или хлопок. Других материалов в составе быть не должно.
  • Качество материала также имеет значение. Качество шерсти можно определить наощупь. Если шерсть грубая, ворс колючий и жесткий, то это изделие не самого высокого качества. Для такого ковра использовалась простая овечья шерсть. Хороший шерстяной ковер по гладкости не уступает шелку, потому что изготавливается из шерсти молодых овец, которую состригают всего лишь один раз.
    Качество шелка проще определить внешне. Хороший дорогой шелк сияет и буквально горит при попадании на него света. Более дешевый материал выглядит тусклым, а ковер не отличается эластичностью.
    В качестве основы могут быть использованы шерсть, шелк или хлопок. Естественно, что ковер с хлопковой основой будет стоить дешевле, чем с шелковой. Но данный факт никак не влияет на износостойкость изделия.
  • Ручная работа отличается от машинной наличием несимметричных или разных по размеру элементов, неровной обрезкой и другими мелкими дефектами. Конечно, искусные ткачи сводят такие нюансы к минимуму, но при ближайшем рассмотрении они все же видны. В ковре ручной работы ширина изделия может различаться на 10-200 мм, в зависимости от его размеров. Это происходит из-за особенностей ручного плетения, внешне расхождение не бросается в глаза.
  • Ворс на коврах ручной работы всегда расположен немножко под наклоном. Если на него поставить мебель, он не ломается, а сгибается и со временем восстанавливает свою форму. По этой же причине цвета будут казаться разными, если смотреть на узор с разных сторон. Если ворс располагается вертикально, то это говорит о посредственном качестве ковра.
  • Следует обратить внимание на плотность ковра, которая определяется количеством узелков на квадратный метр. Более высокая плотность не повышает срок эксплуатации, а говорит лишь о трудоемком процессе плетения. Высокая плотность узелков необходима для создания сложного орнамента, тонких линий и узоров. Стоят такие ковры дороже именно из-за времени, которое уходить, чтобы соткать полотно.
  • Качество узлов также имеет значение. Его можно определить, посмотрев на обратную сторону изделия. Чем ровнее узелки, тем выше качество данной модели.

Также на ручную работу указывает подпись автора, сотканная из нитей по краю изделия, совсем близко к бахроме. В настоящих персидских коврах отсутствует клей, соединяющий состав или другие химические вещества.

Поделиться:

Похожие статьи

Все статьи
Не удалось загрузить изображение
Не удалось отправить заявку
Изображение успешно загружено
Скопировано
ПозвонитьНачать чат